Родной русский язык

Учебник русский родной язык 2 класс



08.11

Тема: "Делу время, потехе час."


25.10

Тема: "Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами."


18.10

Тема: "Любишь кататься, люби и саночки возить."



11.10

Тема: "Каша – кормилица наша."

Учебник стр. 26-33

Тетрадь стр.22-25


Отгадай загадку:

Бабушка достанет банку 
С гречкой, рисом или манкой. 
Вскипятит потом бабуля 
С молоком крупу в кастрюле. 
Ешьте, ешьте утром, дети, 
Лучшую еду на свете!

Устойчивые выражения в речи - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Фразеологизмы про неприятное дело
1. Заварить кашу (затеять, начать хлопотливое или сложное, неприятное дело)
2. Каша заваривается (затевается хлопотное, неприятное или очень сложное дело; назревают 3. непредсказуемые по результатам события)
4. Расхлёбывать кашу (справляться со сложным, хлопотливым или неприятным делом)

Пословицы про кашу:
1. Каша – кормилица наша.
2. Каша – второй хлеб.
3. Русского мужика без каши не накормишь.
4. Без каши и обед не обед.
Просмотр видео:


04.10

Тема: "Если хороши щи, так другой пищи ищи"

1. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте вспомним о каких хлебобулочных изделиях мы говорили на прошлом уроке?
·         Большая толстая баранка из некрутого теста. (бублик)
·         Старейший вид белого пшеничного хлеба в виде замка с дужкой. (калач)
·         Кольцо, выпеченное из заварного теста. (баранка)
·         Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (сушка)
·         Открытый пирожок с начинкой из творога. (ватрушка)
·         Хлеб в центре которого стояла солонка, с которым было принято встречать дорогих гостей. (каравай)

 - Сегодня мы продолжаем говорить о еде.

2. Изучение материала  

а) Что такое щи?

Из истории языка и культуры. (Стр. 24 учебника, словарь Ожегова)
- Самостоятельно прочитайте статью в рубрике.
- Как связано слово «щи» со словом «сытый», «сытный»?
Работа со словарём Ожегова.
- ЩИ, щей. Жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля, шпината. Свежие щи (из свежей капусты). Кислые щи (из квашеной капусты). Зелёные щи (из щавеля, шпината). 

Б) Как готовили щи?

Упр. 4 стр. 24-25
Работа со словарём.
Томиться – долго париться на медленном огне в закрытой посуде.
Чугунок – горшок из чугуна. (чугун – вид железа)

в) Что ещё готовили в старину в России?)

Работа с текстом (упр. 1, стр. 21-22)

- Хотите узнать, что готовили раньше на обед?
(Коллективная работа. Учащиеся читают текст цепочкой)
- Что вы узнали из текста?
- Какие первые блюда готовили в старину на Руси?
- Когда появилось в русском языке слово суп?
- Какие новые слова встретились вам в тексте?
- Выпишите эти слова? (Хлебать, похлёбка, репня, тюря, детская тюря)
Объясните по контексту что они обозначают.

Хлебать – есть что-то жидкое, черпая ложкой.

Похлёбка – жидкая пища, которую ели ложкой.

Репня – старейшая похлёбка, которую варили из репы.

Тюря – жидкое кушанье, в котором хлеб или сухари крошили в воду и заправляли растительным маслом.

Детская тюря – белый хлеб, покрошенный в молоко.

г) Как готовили другие блюда?

Знакомство со сказкой М. Горького «Про Иванушку-дурачка». (упр. 2 стр. 22-23)
(Чтение сказки по ролям заранее подготовленными детьми).
- Какое блюдо нужно было приготовить Иванушке?
- Справился Иванушка с работой?
- Как надо было приготовить еду?
- Какие новые слова встретились в тексте? (кадушка, коромысло)
- Для чего нужны кадушка и коромысло?
- Какое значение в этой сказке имеют выделенные слова?
(Воротились-вернулись, стряпать – стряпня).
- Назовите однокоренное слово к слову стряпать.

3. Физминутка.

4. Работа с пословицами. (Упр.6, стр. 25-26)
Прочитайте пословицу и обсудите, что она значит, в какой ситуации уместно будет её употребить.
1 группа: Голодному Федоту любые щи в охоту.
2 группа: Без капусты щи не густы.
3 группа: Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
4 группа: Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

Д/з Упр.8 стр. 26
1. Расскажи какие супы готовят в твоей семье. Что ты знаешь об их названиях?
2. Узнай у родственников, есть ли в вашей семье старинный рецепт приготовления горячего блюда.

20.09

Тема: "Ржаной хлебушко калачу дедушка. "

Учебник стр. 14-21

Тетрадь стр.17-21

Прочитай:
С тех пор, как человек живёт,
На первом месте - кров и пища,
Урчал от голода живот
И год назад и два и тыщу...
Для нас всегда была еда
Необходима и приятна,
Мой друг, и рыбку без труда
Не выловишь - ежу понятно.
Когда работаешь, как вол,
Ты должен кушать очень плотно,
Поешь, - и ты уже не зол,
Ты - добрый, если не голодный.

Прочти пословицы. Попробуй их объяснить:
1. Без хлеба сыт не будешь.
2. Хлеб – кормилец.
3. Хлеб ржаной – отец наш родной.
4. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
5. Матушка-рожь всех кормит сплошь, а пшеничка – по выбору. 
6. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
7. Хлеб бросать –труд не уважать.   

Просмотр видео:

Устное задание - посмотри мультик, подумай каков в нем главный смысл:


13.09

Тема: "Как называлось то, во что раньше одевались дети? "


06.09

Тема: "По одёжке встречают…"