Литературное чтение на родном русском языке

Учебник Литературное чтение на родном русском языке


 15.09.2022 

 Тема: "Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется.   Пословицы об отношении к другим людям. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». "

Поработайте в учебнике на стр.22-23,  прочитайте пословицы и стихотворение, ответьте на вопросы устно.

Задание: Поработайте в тетради стр.28-29

Занятие:

1. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Екатерины Васильевны Серовой.

Я хотела иметь бы крылья, 

Всех друзей бы я облетела, 

С каждой полочки сдунула б пыль я, 

Нежным ветром обдула тело.

Детям я подарила бы сказку, 

Старикам — заботу и ласку, 

Молодым — мечты и веселье, 

А больным — волшебное зелье.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Как вы поняли его смысл?

— А если бы у вас была возможность что-то кому-то подарить, что хорошего сделали бы вы? (Ответы детей.)

— Как вы понимаете выражение волшебное зелье? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение медленно.

— А сейчас, начиная медленно, постепенно ускоряйте темп.

— Прочитайте стихотворение, начиная громким голосом и заканчивая тихим. Потом наоборот.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать главу «Я взрослею».

— Прочитайте и расскажите, чем мы будем заниматься на наших уроках. (Мы продолжим размышлять о том, что особенно важно для русского человека, какие качества всегда ценил наш народ.)

Несколько уроков мы посвятим теме «Как аукнется, так и откликнется».

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей.)

— Прочитайте, как объясняют это авторы учебника на с. 22.

(Дети читают текст «Как аукнется, так и откликнется».)

3. Работа по теме урока

1. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы на с. 22. (Дети читают пословицы.)

— Чему учат эти пословицы? О чём предупреждают? (Примерный ответ. Эти пословицы учат внимательно относиться к людям, делать добро. Поступать с людьми нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)

— Прочитайте пословицы ещё раз. Подумайте, какие из них имеют схожее значение с пословицей-заголовком «Как аукнется, так и откликнется». (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Посеешь ветер, пожнёшь бурю. Делай добро, и тебе будет добро.)

— Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)

2. Знакомство с автором произведения

— Прочитайте имя автора произведения на с. 22. (Лев Иванович Кузьмин.):


Сравни с текстом:



 08.09.2022 

 Тема: "Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). «Няня, печка и сказка» "

Поработайте в учебнике на стр.22-23,  прочитайте пословицы и стихотворение, ответьте на вопросы устно.

Задание: Поработайте в тетради стр.28-29

1. Актуализация знаний

— Ребята, перед вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. («Литературное чтение на родном русском языке».)

— Как вы понимаете, что такое родной язык? (Родной язык — это язык, на котором говорит человек.)

- Прочитайте стихотворение Ольги Чусовитиной «Сказки слушать я люблю».

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

— Почитай мне эти сказки, 

Я потом закрою глазки,

 Будет сниться мне во сне, 

Будто на лихом коне 

Я скачу на бой с Кощеем 

Или с трёхголовым Змеем. 

Побеждаю в сказке зло, 

Людям делаю добро.

Все ребята это знают 

— Сказки в жизни помогают:

 Быть нам честными всегда, 

Не бояться никогда, 

Слабым помогать в пути, 

К людям с добротой идти.

— Ребята, а вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку.

— Как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? (Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.)

2. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

— Как вы думаете, чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)

— Откройте учебники на с. 3. Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать с книгой. (Разбираются условные знаки.)

— Откройте с. 4. Прочитайте название раздела. («Мир детства».) — Как вы понимаете смысл этого названия? Что для вас значит это выражение? (Дети высказывают своё мнение.)

3. Работа по теме урока

1. Введение в тему

Несколько уроков мы посвятим главе раздела «Я и книги».

— Давайте прочитаем в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.

(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)

4. Работа с пословицей

— Прочитаем в учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)

— Как вы понимаете её смысл? (Люди часто делают одну большую ошибку — они перестают слушать человека на середине предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзя перебивать собеседника. Надо уважать чужое мнение. Ответить всегда успеешь. Недопонимание в отношениях часто становится причиной конфликтов.)

— Наш урок мы начали со стихотворения «Сказки слушать я люблю». Ребята, что вы любите больше: слушать или читать сказки? (Дети отвечают на поставленный вопрос.)

— А знаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когда он был маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

— Прочитаем вступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читает вступление.)

— Как вы поняли, почему маленькому Саше никто не читал сказок? (Тогда детских книг почти не было. Да и сказки в книгах не печатали.)

5. Чтение произведения

Сегодня мы с вами прочитаем главу из книги «Детство Александра Пушкина». Эту книгу написала Елена Николаевна Егорова. Глава называется «Нянины сказки».

— Вспомните, как звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостной крестьянкой. Она стала няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большим доверием.)

(Учитель читает текст вместе с хорошо читающими детьми. Во время чтения можно делать остановки, чтобы пояснить слова или выражения.)

В Оном — здесь: в нём, в этом (городе).

Отрок — мальчик-подросток.

6. Беседа с учащимися

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Словарная работа

— Прочитаем и сравним слова на с. 7. (Дети читают, сравнивают слова, объясняют разницу между их значением.)

Засмолённая бочка — бочка с заделанными смолой щелями.

2. Работа по вопросам и заданиям учебника

(Учащиеся читают вопросы после текста, выполняют задания.)

— Кто вместе с маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)

— Как звали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)

— Как ты понимаешь выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)

— Послушайте отрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (Учитель читает отрывок на с. 8—9.)

— Найдите в няниной сказке отрывок, в котором рассказывается о похожих событиях.

— В чём между ними различие? (Дети читают нужный фрагмент текста, затем объясняют: Няня рассказывала детям народные сказки. А произведение «Сказка о царе Салтане» написал А.С. Пушкин, это авторская сказка.)

— О каких чудесах рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясь текстом.,)

— Рассмотрите на с. 7 изображение памятника «Юный Пушкин и его няня» в Большом Болдине. Какие чувства у вас возникают, когда вы на него смотрите? (Дети делятся впечатлениями.)

Четыре из семи своих знаменитых сказок Александр Сергеевич написал именно в Большом Болдине, поэтому там установлен памятник ему и его няне — это символ русской литературы и дань уважения заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь, вот сидит юный Пушкин, а рядом — любимая няня. Она тихо и неторопливо рассказывает Сашеньке сказку, раскрывая в нём литературный гений.



 01.09.2022 

 Тема: "О. С. Бундур. «Я слушаю». «Папа рассказывает сказку»"