Учебник Литературное чтение на родном русском языке
15.09.2022
Тема: "Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». "
Поработайте в учебнике на стр.22-23, прочитайте пословицы и стихотворение, ответьте на вопросы устно.
Задание: Поработайте в тетради стр.28-29
Занятие:
1. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Екатерины Васильевны Серовой.
Я хотела иметь бы крылья,
Всех друзей бы я облетела,
С каждой полочки сдунула б пыль я,
Нежным ветром обдула тело.
Детям я подарила бы сказку,
Старикам — заботу и ласку,
Молодым — мечты и веселье,
А больным — волшебное зелье.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Как вы поняли его смысл?
— А если бы у вас была возможность что-то кому-то подарить, что хорошего сделали бы вы? (Ответы детей.)
— Как вы понимаете выражение волшебное зелье? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение медленно.
— А сейчас, начиная медленно, постепенно ускоряйте темп.
— Прочитайте стихотворение, начиная громким голосом и заканчивая тихим. Потом наоборот.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы начинаем изучать главу «Я взрослею».
— Прочитайте и расскажите, чем мы будем заниматься на наших уроках. (Мы продолжим размышлять о том, что особенно важно для русского человека, какие качества всегда ценил наш народ.)
Несколько уроков мы посвятим теме «Как аукнется, так и откликнется».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей.)
— Прочитайте, как объясняют это авторы учебника на с. 22.
(Дети читают текст «Как аукнется, так и откликнется».)
3. Работа по теме урока
1. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы на с. 22. (Дети читают пословицы.)
— Чему учат эти пословицы? О чём предупреждают? (Примерный ответ. Эти пословицы учат внимательно относиться к людям, делать добро. Поступать с людьми нужно так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)
— Прочитайте пословицы ещё раз. Подумайте, какие из них имеют схожее значение с пословицей-заголовком «Как аукнется, так и откликнется». (Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Посеешь ветер, пожнёшь бурю. Делай добро, и тебе будет добро.)
— Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)
2. Знакомство с автором произведения
— Прочитайте имя автора произведения на с. 22. (Лев Иванович Кузьмин.):
Поработайте в учебнике на стр.22-23, прочитайте пословицы и стихотворение, ответьте на вопросы устно.
Задание: Поработайте в тетради стр.28-29
1. Актуализация знаний
— Ребята, перед вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. («Литературное чтение на родном русском языке».)
— Как вы понимаете, что такое родной язык? (Родной язык — это язык, на котором говорит человек.)
Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
— Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают
— Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
— Ребята, а вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку.
— Как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? (Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.)
2. Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником
— Как вы думаете, чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)
— Откройте учебники на с. 3. Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать с книгой. (Разбираются условные знаки.)
— Откройте с. 4. Прочитайте название раздела. («Мир детства».) — Как вы понимаете смысл этого названия? Что для вас значит это выражение? (Дети высказывают своё мнение.)
3. Работа по теме урока
1. Введение в тему
Несколько уроков мы посвятим главе раздела «Я и книги».
— Давайте прочитаем в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.
(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)
4. Работа с пословицей
— Прочитаем в учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)
— Как вы понимаете её смысл? (Люди часто делают одну большую ошибку — они перестают слушать человека на середине предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзя перебивать собеседника. Надо уважать чужое мнение. Ответить всегда успеешь. Недопонимание в отношениях часто становится причиной конфликтов.)
— Наш урок мы начали со стихотворения «Сказки слушать я люблю». Ребята, что вы любите больше: слушать или читать сказки? (Дети отвечают на поставленный вопрос.)
— А знаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когда он был маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
— Прочитаем вступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читает вступление.)
— Как вы поняли, почему маленькому Саше никто не читал сказок? (Тогда детских книг почти не было. Да и сказки в книгах не печатали.)
5. Чтение произведения
Сегодня мы с вами прочитаем главу из книги «Детство Александра Пушкина». Эту книгу написала Елена Николаевна Егорова. Глава называется «Нянины сказки».
— Вспомните, как звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостной крестьянкой. Она стала няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большим доверием.)
(Учитель читает текст вместе с хорошо читающими детьми. Во время чтения можно делать остановки, чтобы пояснить слова или выражения.)
В Оном — здесь: в нём, в этом (городе).
Отрок — мальчик-подросток.
6. Беседа с учащимися
— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Высказывания детей.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Словарная работа
— Прочитаем и сравним слова на с. 7. (Дети читают, сравнивают слова, объясняют разницу между их значением.)
Засмолённая бочка — бочка с заделанными смолой щелями.
2. Работа по вопросам и заданиям учебника
(Учащиеся читают вопросы после текста, выполняют задания.)
— Кто вместе с маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)
— Как звали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)
— Как ты понимаешь выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)
— Послушайте отрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (Учитель читает отрывок на с. 8—9.)
— Найдите в няниной сказке отрывок, в котором рассказывается о похожих событиях.
— В чём между ними различие? (Дети читают нужный фрагмент текста, затем объясняют: Няня рассказывала детям народные сказки. А произведение «Сказка о царе Салтане» написал А.С. Пушкин, это авторская сказка.)
— О каких чудесах рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясь текстом.,)
— Рассмотрите на с. 7 изображение памятника «Юный Пушкин и его няня» в Большом Болдине. Какие чувства у вас возникают, когда вы на него смотрите? (Дети делятся впечатлениями.)
Четыре из семи своих знаменитых сказок Александр Сергеевич написал именно в Большом Болдине, поэтому там установлен памятник ему и его няне — это символ русской литературы и дань уважения заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь, вот сидит юный Пушкин, а рядом — любимая няня. Она тихо и неторопливо рассказывает Сашеньке сказку, раскрывая в нём литературный гений.