ИЗО

Техника безопасности при работе с художественными материалами 




12.10.2022 

 Тема: "Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. Рисунок животного с активным выражением его характера. Рисунок по памяти или по представлению любимого животного, стараясь изобразить его характер."


1. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока.
- Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.
- Что Мастеру в этом помогает?
Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие- или маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Загадки:

Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет. (Акула.)

Кто по веткам ловко скачет,
Кто взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто это? (Лиса.)

Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок,
Заготавливает впрок. (Белка.)

Лепит под плетнём
И крутит хвостом,
А то и в грязной луже -
И ничуть не тужит. (Свинья.)

У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала! (Щука.)

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил её за хвост, но - ах!-
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

3. Работа над заданием.

Просмотр видео:


Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (используя образы сказочных животных).
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение пластики, характерных движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.

4. Домашнее задание: нарисовать животное.


05.10.2022 

 Тема: "Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги."


Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;
Задание: выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.

- Итак, как вы думаете, что же мы будем сегодня рисовать?

- Ребята, у меня есть волшебный мешочек, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет отгадать, что же у меня в нем лежит.
   
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)

С виду он как рыжий мяч, 
Только вот не мчится вскачь. 
В нём полезный витамин — 
Это спелый...
Апельсин  

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
 
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет... (банан)

Эта шишка с хохолком,
Кто же с нею не знаком,
Этот очень вкусный плод,
Не на дереве растёт.
Он большой. Вдвоём за час
Нам не скушать
                  ( ана…с). 

Близнецы на тонкой ветке,
    Все лозы родные детки.
    Гостю каждый в доме рад.
    Это сладкий … (Виноград)

- Ребята, что же мы все- таки будем рисовать?

- Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты.

- Ребята, а что такое композиция?

- Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, а как же художники изображают фрукты на своих картинах.


Приступим к выполнению задания:



28.09.2022 

 Тема: "Пропорции - соотношение частей и целого."

Цели и задачи: знакомство с жанром анималистики в изобразительном искусстве; дать понятие пластической анатомии (что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется: художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистики; воспитание умения замечать природу и восхищаться красотой окружающего мира, бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, география, естествознание).

Оборудование урока: для учителя - методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы»,  фотографии птиц, открытки, сувениры, рисунки детей, студентов; для учащихся - художественные материалы, фотографии, открытки, книги о птицах с красочными иллюстрациями.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова «Ворона и Лисица», «Ворона в павлиньих перьях»; В. Фаворский иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки»; М. Врубель «Лебедь», Е. Чарушин иллюстрации к книгам.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литературных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Ход урока

Беседа по теме урока.

Перед выполнением работы с детьми проводится короткая беседа, в которой обобщаются знания ребят о птицах, полученные ими из наблюдений в жизни и на уроках природоведения.

Загадки:

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На ходу ли, на бегу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит. (Грач.)

Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
Я еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

Не король, а в, короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух.)

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы.)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица.)

Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.) –

Можете ли вы назвать места, где живут птицы? Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в полях, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. И внешний вид птицы, и характер сильно зависят от ее среды обитания и образа жизни.

Несмотря на разнообразие разновидностей птиц, голова, глаза и туловище у них примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму.

Целесообразно напомнить учащимся, как изображают птиц:





Изображая птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду.

Справка. Художник-анималист (от англ. animal - «животное»). Художники-анималисты рисуют картины (лепят фигуры) о жизни животных, птиц, насекомых, например иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.


21.09.2022 

 Тема: "Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа."

Цели и задачи: расширение представлений детей о художественных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нитки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению.

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в отличие от канцелярского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на улице; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

Ход урока

- Что такое аппликация?

Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация. Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и обрывать бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, намеченный карандашом)

Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка.

Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Стихотворения:

Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
А. Балонский

Лес, точно терем расписной –
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
И. Бунин

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета!
Э. Федоровская

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий,
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский

Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим и глядим наружу,
Шепчут листья: «Улетим!»
И ныряют в лужу.
Ю. Корипец

Загадки:

Алый платок упал за лесок,
Лёг на луг -
Потемнело вокруг. (Закат.)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Поглядите, поглядите - потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.)

Что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, то - чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо.)

Жёлтый фонарик на ветке повис, Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся. Анализ и разъяснение общих ошибок.



14.09.2022 

 Тема: "Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой)."

Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Посмотреть видео:



06.09.2022 

 Тема: "Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Что такое живопись? Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом."

Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). 

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги

Посмотри видео и выполни рисунок, пользуясь инструкцией из видео