17.10
Тема: "Как определить ударный слог?"
стр. 69-70
18 октября
Классная работа
1. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
По лесам гуляет осень,
Краше этой нет поры.
А. Балонский
— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)
— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)
— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)
— Прочитайте стихотворение так, как записано.
— Проговорите шепотом, расскажите соседу.
— Все вместе проговорим так, как будем писать.
17.10
Тема: "Как определить ударный слог? Словарный диктант."
17 октября
Классная работа
1. Орфографическая минутка
Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.)
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
- Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А. Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог), ...)
- Выделите корень, подчеркните букву А.
3. Работа по теме урока
Посмотри видео
Упр. 99 (с. 67)
- Что показывает знак над буквами? (Ударение.)
- Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
- Запишите слова без деления на слоги.
- Прочитайте правило самостоятельно.
- Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
- Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (По гласному.)
- Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.)
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Упр. 100 (с. 68).
— Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
— Спишите, обозначьте ударение.
Упр. 101 (с. 68).
— Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.)
6. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определение ударения в словах.)
7. Домашнее задание:
17 октября
Домашняя работа
Упр. 102 (с. 68).
— Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
- Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
- Когда в речи употребляют слова извините, простите? Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)
1.10
1 октября
Классная работа
1 .10
1 октября
Классная работа
.10
1 октября
Классная работа
15.10
15 октября
Классная работа
1.Орфографическая минутка
списать:
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
— Представьте картину, описанную в скороговорке.
— Что делал кот? {Молоко лакал.)
— Какие буквы запоминаем в слове молоко? (Три буквы О.)
— Назовите безударную гласную в слове лакал. (А.)
— Прочитайте слова так, как они написаны, — орфографически.
— Запишите скороговорку.
— Сверьте написанное с образцом.
2. Работа по теме урока
Просмотр видео
Писать — ..ель Рыба — ..лка
Пожар — ..ный Летать — ..чик
Учить — ..тель Зонт — ..ик
— Назовите в словах корень.
— Что такое корень?(Главная главная часть в слове.)
Упр. 89 (с. 63).
— Чем похожи слова? (Это словарные слова.)
— Какая буква пропущена в каждом из слов?
— Запишите слова, подчеркните букву, которую вставили.
— Выделите корень в однокоренных словах.
3. Физкультминутка
4. Закрепление изученного материала
Упр. 90 (с. 63).
— Прочитайте задание.
— По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим, есть ли у слов общая часть. Потом проверяем, близки ли они по смыслу.)
Упр. 91 (с. 63).
Прочитайте слова. Чем они похожи? (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)
По какому признаку нужно подобрать однокоренные слова? (Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)
Упр. 94 (с. 64).
Сколько разных заданий в этом упражнении? (Три.)
Что будете делать сначала? (Выпишем однокоренные слова, обозначим корень.)
Что будете выписывать во вторую строку? (Синонимы.)
Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.) Выпишите их в третью строку.
5. Подведение итогов урока
Назовите тему сегодняшнего урока. (Корень, однокоренные слова.)
Зачем нужно умение находить однокоренные слова? (Дети высказывают свои предположения.)
Домашнее задание
15 октября
Домашняя работа
Выполнить упр. 92 (с. 64) - выбрать 1 слово и выписать однокоренные слова из словаря.
Упр. 93 (с. 64).
14.10
14 октября
Классная работа
1.Орфографическая минутка
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
— На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)
— Разделите лист тетради на три столбика.
2. Самоопределение к деятельности
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
— Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)
— Выделите общую часть родственных слов. (Час-.)
— Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
Это тема нашего урока сегодня.
3. Работа по теме урока
(Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)
Посмотри видео:
Упр. 84 (с. 61).
Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.)
— Докажите, что и первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом, домишко — небольшой, плохой дом.)
— Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)
— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)
— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов.)
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Упр. 85 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение.)
Упр. 86 (с. 62).
(Устное выполнение.)
Упр. 87 (с. 62).
(Спишите первое предложение. Обозначьте в однокоренных словах корень)
6. Подведение итогов урока
— Что такое корень?
— Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)
7. Домашнее задание
14 октября
Домашняя работа
Выполнить упр. 88 (с. 62) + дописать в каждую группу по два однокоренных слова.
13.10
13 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
1. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
• Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
• Дерево с белым стволом. (Береза.)
• Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
• Движение воздуха. (Ветер.)
• Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)
— В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)
Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.)
В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)
13 октября
Домашняя работа
12.10
12 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
1. Орфографическая минутка
Яблоко
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок — Высоко.
Воробей сказал, Что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень Велико и тяжело.
А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?
- Что вы? -Шепчет Червячок,
— Сладкий у него бочок.
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы
. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
2. Самоопределение к деятельности
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница
- О! Здравствуйте! Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
-Достаточно ли того, чтобы слова были близки по смыслу?
-Чем похожи слова? Какое слово лишнее? Почему?
Море, вода, моряк, морячка.
-Давайте сделаем вывод, какой же еще признак должен быть у родственных слов? Какие слова будут называться родственными?
Просмотр видео:
3. Физкультминутка
4. Работа в учебнике
Упр. 77 (с. 58). - устно - Прочитайте текст.
- Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Упр. 78 (с. 59).
- Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
- Выполните письменное задание.
Упр. 80 (с. 59).
- Прочитайте слова первой группы и второй группы. Какие слова можно назвать родственными?
- Выполните письменное задание.
5. Домашнее задание
12 октября
Домашняя работа
Выполнить упр. 79 (с. 59).
11.10
(упр. 76, стр. 57)."
11 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
1. Послушайте стихотворение.
Чтобы грибов собрать в лесу.
Я раньше их не собирала,
А только их названья знала.
Пока мы по дороге шли,
Мне бабушка сказала,
Что надо подрезать грибы,
Не рвать их как попало.
«Ты, Маша, ножку подрезай,
В земле же корень оставляй.
Тогда на будущий годок
Здесь новый вырастет грибок,
А если корень повредить.
Грибку мы можем навредить.
В лесу грибов не будет.
Что делать тогда будем?
Грибного супчика не сварим
И не засолим, не поджарим.
Грибы ты, Маша, береги,
И с корнем никогда не рви». (Т. Калганова)
- О чём стихотворение?
- Что вы узнали из этого стихотворения?
2. Целеполагание
- Тема нашего урока: «Развитие речи. Изложение текста». Сегодня на уроке вы будете учиться излагать прочитанный текст по данным к нему вопросам.
Просмотр видео:
3. Работа по теме урока. Работа с текстом. Упр. 76 (с. 57).
а). Знакомство с текстом.
- Прочитайте текст.
Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха. Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Лисички рано появляются лесу. Это очень вкусные грибы. В. Солоухин
— Озаглавьте его. (Лисички.)
— Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)
- На что ещё похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цвета, как морковь.)
- Что обозначает выражение стайка лисичек? (Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.)
- Помогает ли этот текст узнать лисички среди других грибов?
- Какое предложение является заключением текста?
б). Работа над лексическим значением слов.
- Найдите в тексте многозначные слова. (Смотрит, стайка, лисички, ножка, зонтик, весело.)
- Подберите синонимы к словам: смотрит, сразу, стайка, появляются, дрожит.
- Подберите антонимы к словам высокая, весело.
3. Физкультминутка
4. Словарно-орфографическая работа.
- Слова с проверяемыми безударными гласными и звонкими и глухими согласными.
- Слова из «Словарика» (лисица, морковь).
5. Изложение текста по данным к нему вопросам.
а) Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. Ответ начинайте со слов, выделенных красным цветом.
- Как смотрит стайка лисичек из зелёного мха? (Весело, стайка, из, зеленого, смотрит, мха)
- Какого цвета лисички? (яркого … , как ….)
- Как выглядит гриб? (Высокая, ножка, зонтик, переходит, у, гриба, сразу.)
- Что дрожит в середине грибка? (росинка)
- Когда лисички появляются в лесу? (рано)
- Это вкусные грибы? (очень)
б) Проверьте написанное.
10.10
10 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
07.10
7 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
06.10
6 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
1. Орфографическая минутка
Пришла поздняя осень н лесу стало скучно и холодно птицы улетели и теплые страны.
— В первом и третьем предложении подчеркните основу предложений. (Основы предложений, осень пришла, птицы улетели.)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)
2. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)
У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.
3. Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы ?)
Просмотр видео:
Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)
Упр. 66 (с. 52).
Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)
Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)
- Запишите слова ключ, родник, источник.
В русском языке существует словарь синонимов. У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.
4. Физкультминутка
5.Закрепление изученного материала
Упр. 67(с. 51).
- выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)
Упр. 68 (с. 53).
— Являются ли слова, каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)
— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)
Упр. 69 (с. 53).
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)
— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.
— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет ее.)
— Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)
— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)
— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.
— Какие знакомые орфограммы встретились?
— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.
— А теперь проговорим стихотворение хором.
— Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы.
(Проверка. Взаимопроверка.)
— Оцените товарища.
«!» — молодец, все написал правильно.
«+» — есть перестановка слов или 1 —2 ошибки.
«—» — много ошибок, будь внимательнее.
6. Подведение итогов урока
— Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)
— Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)
7. Домашнее задание
6 октября
Домашняя работа
Выполнить упр. 70 (с. 54).
05.10
5 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
04.10
4 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
03.10
3 октября
Классная работа
- Минутка чистописания
30.09
30 сентября
Классная работа
- Минутка чистописания
29.09
29 сентября
Классная работа
- Минутка чистописания