Литературное чтение

Учебник (дополнительный) Литературное чтение 2 класс 1 часть


14.10

Тема: "Внеклассное чтение по разделу «Фольклор 
(устное народное творчество)»"






12.10

Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Каша из топора»."

стр. 44-47

1. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:                         "Около кола - колокола, 

                                                                        И на колах - колокола."

2. Постановка цели урока

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)

- О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки явля-ются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отри-цательные качества человека.
- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

3. Изучение нового материала

а). Словарная работа:

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

Просмотр видео:


б). Первичная проверка понимания (чтение сказки):

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?

- Почему он так поступил?

4. Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

а). Работа над пословицами.

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

1) Догадка и смекалка не хуже разума.

2) Сметка дороже всего.

3) Глупый киснет, а умный все промыслит.

б). Повторное чтение.

Читают:

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.

в). Работа над текстом.

- Прочитайте слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

- Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ.

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.

6. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается».

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению.


11.10

Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Мордовская народная сказка «Четыре ленивца»"


Здравствуйте, ребята, Любите ли вы слушать сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

- Ребята, вспомните пословицы о книгах.

(Предполагаемые пословицы)

Книга учит жить- книгой надо дорожить.
Будешь книги читать -будешь много знать.
Книга мала, да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Дом без книги -день без солнца.


07.10

Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Лиса и журавль»."

стр. 42-44

1. Постановка целей урока

- Какие сказки о лисе вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе. Кто будет другим героем сказки? Прочитайте название.

- Кто такой журавль?

Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

2. Работа по теме урока

а). Словарная работа

Потчевает — угощает.

Не обессудь — не суди, не отнесись строго.

Не солоно хлебала — осталась ни с чем.

— Как вы понимаете слово пир?

Пир — большой званый обед, обильное угощение.

б). Чтение сказки


— Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими впечатлениями.)

3. Физкультминутка

4. Закрепление изученного

Работа над содержанием сказки (Целесообразно повторное чтение сказки.)

— Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)

— Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

— Как вел себя журавль после того, как лиса его угостила? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)

— Как угостил лису журавль? Почему?

— Прочитайте начало сказки.

— Как вы думаете, они действительно были друзьями?

— Почему дружбы у них не получилось? ( Так настоящие друзья не поступают.)

— Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»?

— Восстановите последовательность событий в сказке. Перескажите ее по полученному плану.

                                                                                  План

                                                1. Журавль пригласил лису в гости.

                                                2. Лиса пригласила журавля в гости.

                                                3. Лиса с журавлем подружились.

                                                4. Лиса угощает журавля.

                                                5. С тех пор дружба врозь.

                                                6. Журавль угощает лису.

                                                (Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5.)

5. Подведение итогов урока

- С какими сказками о лисе вы познакомились?

- Какими представляются герои этих сказок?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и журавль». Нарисовать иллюстрацию к ней.


05.10

Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Нанайская народная сказки «Айога»".

стр. 79-81 электр. учебник

1. Прочитайте текст стихотворения про себя.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— Как вы поняли эти строчки?

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с сердитой интонацией, с веселой интонацией, с интонацией удивления, с интонацией сожаления).

— Прочитайте выразительно.

2. Работа по теме урока

Просмотр видео:


2. Словарная работа

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

— Объясните значение слов и выражений.

Глядит — не наглядится — любуется собой, своим отражением в зеркале.

Потекли слюнки — захотелось кушать.

Покоробятся — кожаные вещи, высыхая, становятся неровными, искривленными.

Мялка — толстая палка для обработки кожи.

3. Физкультминутка

4. Продолжение работы по теме урока

а). Работа по вопросам и заданиям учителя

— Какой вам показалась девочка Айога? (Грубой, невнимательной, ленивой.)

— Как вы считаете, можно ли назвать ее трудолюбивой? Почему?

— Как отвечала Айога на просьбу мамы? (Свысока, небрежно.)

— Какая была соседская девочка? (Добрая, отзывчивая, трудолюбивая.)

— Как вы думаете, почему Айога превратилась в гуся?

— Вы сказали, что Айога — невнимательная, ленивая девочка.

Как об этом говорится в сказке? (Ответы детей по содержанию сказки.)

— А теперь рассмотрите иллюстрацию, где Айога любуется собой. Опишите этот момент.

— Вы говорили, что Айога злая. Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке. (Ответы детей.)

— Что произошло с Айогой, когда она разозлилась?

— Чем закончилась эта сказка?

— Вспомните, как об этом говорится в сказке.

Сейчас мы еще раз вернемся к сказке и попробуем передать разговор мамы и Айоги (когда мама просит Айогу сходить за водой).

— А как в сказке разговаривала Айога с мамой? (Небрежно, свысока.)

б). Чтение по ролям

— Прочитайте диалог Айоги с матерью выразительно.

в). Работа с пословицами

— Продолжите пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Кто ленится,... (тот не ценится).

Труд человека кормит,... (алень портит).

Хочешь есть калачи — ... (не сиди на печи).

Лениться да гулять — ... (добра не видать).

— Какие из них можно отнести к содержанию сказки?

г). Знакомство с народом

— Можно ли по содержанию сказки что-нибудь узнать о народе, который ее создал? Докажите.

Домашняя работа: 

Подготовить пересказ сказки.

04.10

Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»"

стр. 74-78 электр. учебник

1. Научитесь читать скороговоркой:

Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

2. Введение в тему урока

— Как вы поняли строчки стихотворения речевой разминки?

— Вспомните название сказки, к которой они относятся.

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите ее


Мультфильм:

Ответь на вопросы:

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— К какому виду сказок мы ее отнесем?

— Что же в этой сказке волшебного?

— Какие волшебные предметы есть в сказке?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло?

— Что победило?

3. Физкультминутка

4. Продолжение работы по теме урока

а). Словарная работа

Залилась слезами — заплакала.
Откуда ни возьмись - появиться внезапно.

б). Работа над содержанием сказки

— Назовите персонажей сказки.

— Трудная ли была судьба у Иванушки с Аленушкой?

— Как они относились друг к другу?

— А как относится к ним рассказчик?

— Как случилось, что Иванушка стал козленочком?

— Что ему говорила сестра?

— Что предложил Аленушке купец?

— Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?

— Что произошло, пока купца не было дома? Найдите отрывок в сказке.

— Прочитайте о том, что злая ведьма хотела сделать с козленочком.

— Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

— Стал ли козленок снова мальчиком? Как?

— Как поступили с ведьмой?

в). Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

Мы с вами прочитали сказку и узнали, что произошло с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.

— А какой она вам представляется?

— Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

— А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В.М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.



Домашняя работа: 

Расскажи сказку, используя сказочные выражения: ножи булатные, шёлковая трава, жили-были, одни-одинёшеньки.


30.09

Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Зимовье зверей»."

электр. уч. стр. 60-63

1. Речевая разминка

— Научитесь читать стихотворение скороговоркой.

У чибиса — чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами
С лисами, с весной, с лесами?
С чибисами,
С чудесами?

                    В. Бахревский

— Понравилось вам стихотворение? Что особенно в нем понравилось?

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с грустной интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией.

— Прочитайте выразительно.

2. Введение в тему урока

— Отгадайте загадки Ольги Дружковой.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран.)

Спереди — пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине — спинка,
На спинке — щетинка. (Свинья.)

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух.)

Страх тепло волочит, а тепло караул кричит. (Волк и баран.)

Траву жует,
Копытом бьет,
Красными глазами
Пастбище обводит:
Кто его заметит —
Стороной обходит. (Бык.)

— Как вы думаете, почему об этих животных я предложила вам загадки?

— Да, верно, это герои одной сказки. Сегодня мы будем работать на уроке над такой сказкой.

3. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 60. Прочитайте название сказки. Кто ее автор? (Автора нет, она народная.)

— Каким народом сложена эта сказка? (Русским.)

— Как вы понимаете название сказки «Зимовье»? (Высказывания учеников.)

— Прочитаем сказку, попытаемся по ее содержанию понять это. (Чтение сказки.)

— Какие чувства испытали вы во время чтения? (Высказывания детей.)

— Назовите персонажей сказки.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

Просмотр видео:

а). Работа над содержанием сказки

— Как вы поняли, что значит зимовье строить? Найдите соответствующие строки в сказке.

— Как звери напугали волка?

— Что волк рассказывал о своих страхах?

б). Чтение сказки по ролям

— Распределим роли и прочитаем сказку по ролям.

6. Итогов урока

— С какой сказкой вы сегодня познакомились?

— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Подготовить иллюстрацию к любой части сказки, подготовить ее пересказ.


28.09

Тема: "Сказка — выражение народной мудрости. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»"

электр. учеб стр.50-56

1. Речевая разминка

Бежит лиса по шесточку: — Лизни, лиса, песочку!

Шест: 1) длинная палка, жердь; 2) спортивный снаряд для прыжков в высоту.

— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам

известны?

2. Введение в тему урока

— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

— О ком эта скороговорка? (О лисе.)

— Мы изучаем с вами раздел «Мир народной сказки». А при чем тут лиса? (Лиса является главным персонажем многих сказок.)

— Какие сказки о лисе вы знаете? (Дети перечисляют те, которые им известны.)

Сегодня мы будем работать на уроке над одной из них.

3. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте название сказки. Кто ее автор? (Автора нет, она народная.)

— Посмотрите мультипликационный фильм по этой сказке. Запомните ее персонажей. Подумайте над вопросом: что могло быть на самом деле, а что является вымыслом?

(Дети смотрят мультфильм. Вопросы после просмотра.)


— Назовите персонажей сказки.

— Что, по-вашему, могло быть на самом деле, а что вымысел? (Высказывания детей.)

— Как вы думаете, на сколько частей можно разделить сказку? (Работают по заданию 4 на с. 56.)

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над сказкой

а). Словарная работа

— Прочитайте по слогам слова.

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

— Как вы понимаете слова свернуться ка/ючиком?

— Найдите значения слов в словаре.

Смекнуть, улучить время, полегоньку, прорубь, коромысло, находчивый.

б). Чтение сказки

— Прочитаем сказку по частям.

1. Наловил дед рыбы и повез домой целый воз.

2. Серый волк встретил на дороге лисичку с рыбой.

3. Волк ловит хвостом в проруби рыбу.

4. Хвост волка примерз.

5. Лиса попала в кадку с тестом.

6. Битый небитого везет!

(Вопросы и задания после чтения.)

— Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку.

— А для чего деду понадобилась лиса?

— Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал

к дому?

— Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз?

Если да, то как?

— Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда

обманула деда?

— Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?

— Какой изображена в сказке лиса?

— Сколько раз удалось лисе обмануть волка? Почему это происходило?

— Какой совет можно было бы дать серому волку?

— Рассмотрите рисунки. Восстановите последовательность

событий. Каких рисунков не хватает?

(Работа в паре.)

— Перечитайте с другом вторую часть сказки. Разыграйте диалог

лисы и волка.

6. Итог урока

— С какой сказкой вы сегодня познакомились?

— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки.

23.09

Тема: "Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества.  Сравнение считалки и небылицы"

стр.20-23

1. Постановка цели урока

- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в боры».)

- Как называется такое предложение?

- Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

- Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

2. Изучение нового материала

Просмотр видео:


- Какие еще скороговорки вы знаете? 

- Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно словами, а затем быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.)

- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

- Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)

- Какие считалки вы знаете?

Стихотворение:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат. 

Учитель дает детям посмеяться и насладиться народным текстом.

- Такие стихи называются небылицей.

- Каким словом можно заменить слово «небылица»: фантазия, сказка, выдумка?

- Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихотворения? (Никакое.)

- Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)

- Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте прочитаем небылицу в учебнике.

Чтение небылицы в учебнике на с. 23.

3. Физкультминутка

4. Закрепление знаний

- Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,

к каким жанрам устного народного творчества относятся

эти произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте

нам выразительно.

Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки:

1. От топота копыт Пыль по полю летит.

8. Солнышко-ведрышко! Прогля-ни, посвети! 

9. На веточку зеленую, 

10. На яблоньку высо-кую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!

2. Рыбу ловил рыбо-лов;  В реку уплыл весь улов.

3. Ехали мы, ехали  В город за орехами,

4. Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не вы-болтала.

10. По кочкам, по коч-кам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!

5. Потягунюшки, по-растянюшки! Роток-говорунюшки,  Руки-хватунюшки,  Ноги-ходунюшки.

6. Дождик, дождик по-сильней, Чтобы было веселей. Мои гуси дома, Не боятся грома.

11. Ходит сон по горе,

12. Носит дрему в ру-каве,

13. Всем детишкам продает, Нашей Гале так дает.

7. Рано утром, вечер-ком, Поздно на рас-свете Баба ехала пешком  В ситцевой карете.

 А за нею во всю прыть -Тихими ша-гами Волк старался пере-плыть Миску с пиро-гами.

14. Люлю, люлю, ба-иньки, В огороде за-иньки. Зайки травку едят, 

15. Ване спать велят. 

16. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засы-пай. 

17. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.

8. Из.-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор,  Он на пегой на теле-ге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нараспашку, На босу ногу тулуп.

14. Конь ретивый, дол-гогривый   ; Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того пой-мает,  С нами в салочки игра-ет.

15. Катилось яблоко мимо сада. Мимо са-да, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.

5. Итог урока

- С какими жанрами устного народного творчества мы се¬годня познакомились?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток нас. 20—21.


21.09

Тема: "Русские народные песни. Рифма"

1. Посмотрите видеоурок


2 Работаем с презентацией и в учебнике стр.16-19

Домашнее задание

Выразительно читать русские народные песни на стр. 16-19


20.09

Тема: "Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Пословицы и поговорки. "










16.09

Тема: "Проверим себя. Оценка достижений по разделу «О нашей Родине»."







14.09

Тема: "Внеклассное чтение по разделу «О нашей Родине»."





13.09

Тема: "Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. А.А. Прокопьев «Родина» пейзажи И.И. Шишкина."













09.09

Тема: "Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. И.С. Никитин "Русь" Н.М. Рубцов «Россия. Русь – куда я не взгляну…»"





07.09

Тема: "Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. С. Михалков «Будь человеком». Ф.П. Савинов «Родина»."








06.09

Тема: "Книга как источник необходимых знаний. Ю. Энтин «Слово про слово», Г. Ладонщиков «Лучший друг» Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Разные виды книг (учебная, художественная, справочная и другие)."




02.09

Тема: "Знакомство с учебником, названием раздела. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. В. Боков «Книга – учитель», Н. Найдёнова «Мой друг»"