Учебник (дополнительный) Литературное чтение 2 класс 1 часть
14.10
(устное народное творчество)»"
12.10
Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Каша из топора»."
стр. 44-47
1. Речевая разминка
Работа над скороговоркой: "Около кола - колокола,
И на колах - колокола."
2. Постановка цели урока
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)
3. Изучение нового материала
а). Словарная работа:
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
Просмотр видео:
б). Первичная проверка понимания (чтение сказки):
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
- Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?
- Почему он так поступил?
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
а). Работа над пословицами.
- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
1) Догадка и смекалка не хуже разума.
2) Сметка дороже всего.
3) Глупый киснет, а умный все промыслит.
б). Повторное чтение.
Читают:
- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.
в). Работа над текстом.
- Прочитайте слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
- Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ.
- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.
6. Итог урока
- С какой новой сказкой познакомились на уроке?
- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
- Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается».
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению.
11.10
Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Мордовская народная сказка «Четыре ленивца»"
Здравствуйте, ребята, Любите ли вы слушать сказки?
А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)
- Ребята, вспомните пословицы о книгах.
(Предполагаемые пословицы)
Будешь книги читать -будешь много знать.
Книга мала, да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Дом без книги -день без солнца.
07.10
Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Лиса и журавль»."
стр. 42-44
1. Постановка целей урока
- Какие сказки о лисе вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе. Кто будет другим героем сказки? Прочитайте название.
- Кто такой журавль?
Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
2. Работа по теме урока
а). Словарная работа
Потчевает — угощает.
Не обессудь — не суди, не отнесись строго.
Не солоно хлебала — осталась ни с чем.
— Как вы понимаете слово пир?
Пир — большой званый обед, обильное угощение.
б). Чтение сказки
— Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими впечатлениями.)
3. Физкультминутка
4. Закрепление изученного
Работа над содержанием сказки (Целесообразно повторное чтение сказки.)
— Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)
— Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
— Как вел себя журавль после того, как лиса его угостила? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)
— Как угостил лису журавль? Почему?
— Прочитайте начало сказки.
— Как вы думаете, они действительно были друзьями?
— Почему дружбы у них не получилось? ( Так настоящие друзья не поступают.)
— Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»?
— Восстановите последовательность событий в сказке. Перескажите ее по полученному плану.
План
1. Журавль пригласил лису в гости.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса с журавлем подружились.
4. Лиса угощает журавля.
5. С тех пор дружба врозь.
6. Журавль угощает лису.
(Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5.)
5. Подведение итогов урока
- С какими сказками о лисе вы познакомились?
- Какими представляются герои этих сказок?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и журавль». Нарисовать иллюстрацию к ней.
05.10
Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Нанайская народная сказки «Айога»".
стр. 79-81 электр. учебник
1. Прочитайте текст стихотворения про себя.
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
— Как вы поняли эти строчки?
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с сердитой интонацией, с веселой интонацией, с интонацией удивления, с интонацией сожаления).
— Прочитайте выразительно.
2. Работа по теме урока
Просмотр видео:
2. Словарная работа
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
— Объясните значение слов и выражений.
Глядит — не наглядится — любуется собой, своим отражением в зеркале.
Потекли слюнки — захотелось кушать.
Покоробятся — кожаные вещи, высыхая, становятся неровными, искривленными.
Мялка — толстая палка для обработки кожи.
3. Физкультминутка
4. Продолжение работы по теме урока
а). Работа по вопросам и заданиям учителя
— Какой вам показалась девочка Айога? (Грубой, невнимательной, ленивой.)
— Как вы считаете, можно ли назвать ее трудолюбивой? Почему?
— Как отвечала Айога на просьбу мамы? (Свысока, небрежно.)
— Какая была соседская девочка? (Добрая, отзывчивая, трудолюбивая.)
— Как вы думаете, почему Айога превратилась в гуся?
— Вы сказали, что Айога — невнимательная, ленивая девочка.
Как об этом говорится в сказке? (Ответы детей по содержанию сказки.)
— А теперь рассмотрите иллюстрацию, где Айога любуется собой. Опишите этот момент.
— Вы говорили, что Айога злая. Давайте вспомним, как об этом говорится в сказке. (Ответы детей.)
— Что произошло с Айогой, когда она разозлилась?
— Чем закончилась эта сказка?
— Вспомните, как об этом говорится в сказке.
Сейчас мы еще раз вернемся к сказке и попробуем передать разговор мамы и Айоги (когда мама просит Айогу сходить за водой).
— А как в сказке разговаривала Айога с мамой? (Небрежно, свысока.)
б). Чтение по ролям
— Прочитайте диалог Айоги с матерью выразительно.
в). Работа с пословицами
— Продолжите пословицы. Как вы понимаете их смысл?
Кто ленится,... (тот не ценится).
Труд человека кормит,... (алень портит).
Хочешь есть калачи — ... (не сиди на печи).
Лениться да гулять — ... (добра не видать).
— Какие из них можно отнести к содержанию сказки?
г). Знакомство с народом
— Можно ли по содержанию сказки что-нибудь узнать о народе, который ее создал? Докажите.
Домашняя работа:
Подготовить пересказ сказки.
04.10
Тема: "Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»"
стр. 74-78 электр. учебник
1. Научитесь читать скороговоркой:
— Научитесь читать красиво, без ошибок.
2. Введение в тему урока
— Как вы поняли строчки стихотворения речевой разминки?
— Вспомните название сказки, к которой они относятся.
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите ее
Ответь на вопросы:
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— К какому виду сказок мы ее отнесем?
— Что же в этой сказке волшебного?
— Какие волшебные предметы есть в сказке?
— Найдите в сказке троекратный повтор.
— Где в сказке добро, а где зло?
— Что победило?
3. Физкультминутка
4. Продолжение работы по теме урока
а). Словарная работа
Откуда ни возьмись - появиться внезапно.
б). Работа над содержанием сказки
— Назовите персонажей сказки.
— Трудная ли была судьба у Иванушки с Аленушкой?
— Как они относились друг к другу?
— А как относится к ним рассказчик?
— Как случилось, что Иванушка стал козленочком?
— Что ему говорила сестра?
— Что предложил Аленушке купец?
— Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
— Что произошло, пока купца не было дома? Найдите отрывок в сказке.
— Прочитайте о том, что злая ведьма хотела сделать с козленочком.
— Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
— Стал ли козленок снова мальчиком? Как?
— Как поступили с ведьмой?
в). Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»
Мы с вами прочитали сказку и узнали, что произошло с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
— А какой она вам представляется?
— Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
— А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?
Художник В.М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.
Домашняя работа:
Расскажи сказку, используя сказочные выражения: ножи булатные, шёлковая трава, жили-были, одни-одинёшеньки.
30.09
Тема: "Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Русская народная сказка «Зимовье зверей»."
электр. уч. стр. 60-63
1. Речевая разминка
— Научитесь читать стихотворение скороговоркой.
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами
С лисами, с весной, с лесами?
С чибисами,
С чудесами?
В. Бахревский
— Понравилось вам стихотворение? Что особенно в нем понравилось?
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с грустной интонацией.
— Прочитайте с веселой интонацией.
— Прочитайте выразительно.
2. Введение в тему урока
— Отгадайте загадки Ольги Дружковой.
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран.)
Сзади - крючок,
Посредине — спинка,
На спинке — щетинка. (Свинья.)
Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух.)
Страх тепло волочит, а тепло караул кричит. (Волк и баран.)
Копытом бьет,
Красными глазами
Пастбище обводит:
Кто его заметит —
Стороной обходит. (Бык.)
— Как вы думаете, почему об этих животных я предложила вам загадки?
— Да, верно, это герои одной сказки. Сегодня мы будем работать на уроке над такой сказкой.
3. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 60. Прочитайте название сказки. Кто ее автор? (Автора нет, она народная.)
— Каким народом сложена эта сказка? (Русским.)
— Как вы понимаете название сказки «Зимовье»? (Высказывания учеников.)
— Прочитаем сказку, попытаемся по ее содержанию понять это. (Чтение сказки.)
— Какие чувства испытали вы во время чтения? (Высказывания детей.)
— Назовите персонажей сказки.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока
Просмотр видео:
а). Работа над содержанием сказки— Как вы поняли, что значит зимовье строить? Найдите соответствующие строки в сказке.
— Как звери напугали волка?
— Что волк рассказывал о своих страхах?
б). Чтение сказки по ролям
— Распределим роли и прочитаем сказку по ролям.
6. Итогов урока
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?
Домашнее задание
Подготовить иллюстрацию к любой части сказки, подготовить ее пересказ.
28.09
Тема: "Сказка — выражение народной мудрости. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»"
электр. учеб стр.50-56
1. Речевая разминка
Бежит лиса по шесточку: — Лизни, лиса, песочку!
Шест: 1) длинная палка, жердь; 2) спортивный снаряд для прыжков в высоту.
— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.
— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам
известны?
2. Введение в тему урока
— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)
— О ком эта скороговорка? (О лисе.)
— Мы изучаем с вами раздел «Мир народной сказки». А при чем тут лиса? (Лиса является главным персонажем многих сказок.)
— Какие сказки о лисе вы знаете? (Дети перечисляют те, которые им известны.)
Сегодня мы будем работать на уроке над одной из них.
3. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте название сказки. Кто ее автор? (Автора нет, она народная.)
— Посмотрите мультипликационный фильм по этой сказке. Запомните ее персонажей. Подумайте над вопросом: что могло быть на самом деле, а что является вымыслом?
(Дети смотрят мультфильм. Вопросы после просмотра.)
— Назовите персонажей сказки.
— Что, по-вашему, могло быть на самом деле, а что вымысел? (Высказывания детей.)
— Как вы думаете, на сколько частей можно разделить сказку? (Работают по заданию 4 на с. 56.)
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой
а). Словарная работа
— Прочитайте по слогам слова.
чув-ство со-чув-ство-вать
чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный
— Как вы понимаете слова свернуться ка/ючиком?
— Найдите значения слов в словаре.
Смекнуть, улучить время, полегоньку, прорубь, коромысло, находчивый.
б). Чтение сказки
— Прочитаем сказку по частям.
1. Наловил дед рыбы и повез домой целый воз.
2. Серый волк встретил на дороге лисичку с рыбой.
3. Волк ловит хвостом в проруби рыбу.
4. Хвост волка примерз.
5. Лиса попала в кадку с тестом.
6. Битый небитого везет!
(Вопросы и задания после чтения.)
— Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку.
— А для чего деду понадобилась лиса?
— Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал
к дому?
— Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз?
Если да, то как?
— Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда
обманула деда?
— Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?
— Какой изображена в сказке лиса?
— Сколько раз удалось лисе обмануть волка? Почему это происходило?
— Какой совет можно было бы дать серому волку?
— Рассмотрите рисунки. Восстановите последовательность
событий. Каких рисунков не хватает?
(Работа в паре.)
— Перечитайте с другом вторую часть сказки. Разыграйте диалог
лисы и волка.
6. Итог урока
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки.
23.09
Тема: "Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. Сравнение считалки и небылицы"
стр.20-23
1. Постановка цели урока
- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в боры».)
- Как называется такое предложение?
- Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
- Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.
2. Изучение нового материала
Просмотр видео:
- Как их надо читать? {Медленно по слогам, медленно словами, а затем быстрее, еще быстрее, очень быстро, но правильно.)
- Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)
- Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)
- Какие считалки вы знаете?
Стихотворение:
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
Учитель дает детям посмеяться и насладиться народным текстом.
- Такие стихи называются небылицей.
- Каким словом можно заменить слово «небылица»: фантазия, сказка, выдумка?
- Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихотворения? (Никакое.)
- Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)
- Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте прочитаем небылицу в учебнике.
Чтение небылицы в учебнике на с. 23.
3. Физкультминутка
4. Закрепление знаний
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,
к каким жанрам устного народного творчества относятся
эти произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте
нам выразительно.
Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки:
1. От топота копыт Пыль по полю летит.
8. Солнышко-ведрышко! Прогля-ни, посвети!
9. На веточку зеленую,
10. На яблоньку высо-кую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!
2. Рыбу ловил рыбо-лов; В реку уплыл весь улов.
3. Ехали мы, ехали В город за орехами,
4. Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не вы-болтала.
10. По кочкам, по коч-кам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!
5. Потягунюшки, по-растянюшки! Роток-говорунюшки, Руки-хватунюшки, Ноги-ходунюшки.
6. Дождик, дождик по-сильней, Чтобы было веселей. Мои гуси дома, Не боятся грома.
11. Ходит сон по горе,
12. Носит дрему в ру-каве,
13. Всем детишкам продает, Нашей Гале так дает.
7. Рано утром, вечер-ком, Поздно на рас-свете Баба ехала пешком В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть -Тихими ша-гами Волк старался пере-плыть Миску с пиро-гами.
14. Люлю, люлю, ба-иньки, В огороде за-иньки. Зайки травку едят,
15. Ване спать велят.
16. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засы-пай.
17. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.
8. Из.-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор, Он на пегой на теле-ге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нараспашку, На босу ногу тулуп.
14. Конь ретивый, дол-гогривый ; Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того пой-мает, С нами в салочки игра-ет.
15. Катилось яблоко мимо сада. Мимо са-да, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.
5. Итог урока
- С какими жанрами устного народного творчества мы се¬годня познакомились?
- Что больше всего понравилось и запомнилось?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток нас. 20—21.
21.09
Тема: "Русские народные песни. Рифма"
1. Посмотрите видеоурок
2 Работаем с презентацией и в учебнике стр.16-19
Домашнее задание
Выразительно читать русские народные песни на стр. 16-19
20.09
Тема: "Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы русского народа. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Пословицы и поговорки. "
16.09
Тема: "Проверим себя. Оценка достижений по разделу «О нашей Родине»."
14.09
Тема: "Внеклассное чтение по разделу «О нашей Родине»."
13.09
Тема: "Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. А.А. Прокопьев «Родина» пейзажи И.И. Шишкина."
09.09
Тема: "Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. И.С. Никитин "Русь" Н.М. Рубцов «Россия. Русь – куда я не взгляну…»"
07.09
Тема: "Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. С. Михалков «Будь человеком». Ф.П. Савинов «Родина»."
06.09
Тема: "Книга как источник необходимых знаний. Ю. Энтин «Слово про слово», Г. Ладонщиков «Лучший друг» Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Разные виды книг (учебная, художественная, справочная и другие)."
02.09
Тема: "Знакомство с учебником, названием раздела. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. В. Боков «Книга – учитель», Н. Найдёнова «Мой друг»"